Итак, 28 июня компания Moller International объявила (PDF-документ),
что подготовила весь инструментарий и начала производить части для
своего имеющего форму блюдца транспортного средства M200G Volantor (ещё
один PDF-документ) размером с маленький автомобиль. Диаметр
тарелки — 3 метра, высота около метра. Крейсерская скорость — 80-120
км/ч, максимальная — 160 км/ч. Запас хода тоже 160 км. А высота полёта
ограничена электроникой на уровне трёх метров. Мало? Не спешите с
выводами. Да, потолок низкий, зато для управления тарелкой не
потребуется какого-то значительного обучения и даже получения
специальной лицензии: купил, по-быстрому разобрался в простом
интерфейсе — и полетел!
К тому же
на такой высоте проявляется экранный эффект (пусть тут перед нами не
экраноплан, а машина, взлетающая за счёт тяги воздушных винтов) —
влияние близкой поверхности, за счёт которого достигается повышение
грузоподъёмности аппарата.
|
И снова Моллер выдаёт M200X за новую M200G. Снимков последней придётся подождать (фото Moller International). |
Серийное производство и впрямь стартовало: шесть
фюзеляжей уже готовы, и компания заявляет о возможности выпускать по
одному фюзеляжу в день. А все заинтересованные в покупке M200G могут
зарезервировать себе машину и внести за неё первый взнос. Как только
транспортное средство будет полностью готово к выходу на рынок, его
создатели устроят презентацию в Дэвисе, Калифорния. Впрочем, кое-какие
технические (и не только) подробности известны уже сейчас. Можем начать
разбираться.Прежде всего, нужно
сказать, что продаж летающих тарелок от Moller International мало кто
ожидал, хотя об экспериментах компании с такими машинами известно
давным-давно. От Пола Моллера (Paul Moller) заинтригованный народ уже
много лет ждёт самолётоподобный Skycar.
|
И снова M200X (фото с сайта laesieworks.com). |
Однако вернёмся к M200G, которая, кстати сказать —
тоже Skycar. Разработкой летающих машин мистер Моллер начал заниматься
более 40 лет назад. Отсюда и растут корни нынешней тарелки. Её первый
прототип был построен в 1962-1964 годах, имел всего два двигателя,
название XM-2 и почти мог отрываться от земли. (фото с сайта skyaid.org).
|
Примерно такими полётами мог похватать XM-2 в 1965 году. Смотрите видео (фото с сайта skyaid.org). |
В 1966-м появился его преемник XM-3. Эта двухместная тарелка имела один пропеллер, разгоняемый 8 двигателями от карта. |
Об успешности XM-3 сегодня судить трудно (фото с сайта skyaid.org). |
|
|
В 1968-м доктор Моллер взлетел на XM-3, а ещё через год сделал XM-4. Потом был M150 — прародитель последней модели Skycar — M400. А в 1989 году компания выкатила из гаража M200X, результатом развития которого и стал сегодняшний M200G.
Заметим,
M200X была очень успешной машиной — на ней совершено больше 200
пилотируемых и непилотируемых полётов (смотрите видео на этой странице).
Стало
быть, неудивительно, что Moller International сейчас вернулась к данной
разработке. Тем более что эта тарелка, в силу конструкционных
особенностей и ограниченной до 3 метров высоты полёта, не требует
сертификации в Федеральном управлении авиации США (FAA).
|
XM-4 образца 1975 года (фото с сайта skyaid.org). |
Но главное, что позволило разродиться массовой
тарелкой именно сейчас — это прогресс, благодаря которому появились
необходимые силовые установки, новые лёгкие и прочные материалы и
"умная" авионика. Как вы уже поняли,
за M200G стоит колоссальный опыт. Эту тарелку фирма называет
"окончательным вариантом внедорожника" и для тех, кто в танке,
разъясняет, что это транспортное средство может парить над любой
поверхностью: землёй, водой, песком, снегом, болотом или полем. При
этом изобретатель подчёркивает, что его машина не является аппаратом на
воздушной подушке и куда универсальнее него.
|
Тарелка
M200X внешне мало отличалась от XM-4. Их часто путают. Есть версия, что
Моллер просто-напросто переименовал XM-4 в M200X (фото с сайта
laesieworks.com). |
Главные элементы M200G – восемь моторов Rotapower,
производящие больше двух лошадиных сил на фунт (453 грамма) своего
веса. Эта модернизированная версия двигателей Ванкеля питается смесью —
70% этанол, 30% вода (налицо экологичность) — и, как утверждает доктор
Моллер чрезвычайно мощна, надёжна, безопасна и недорога. Естественно,
в связи с наличием восьми "вентиляторов" возникает вопрос о шуме.
Moller International на этот счёт отвечает, что предыдущие модели
тарелки демонстрировали 85 децибелов, что на 30% меньше, чем взлетающий
самолёт Cessna 150, а M200G будет ещё тише.
Стеклянные "колпаки" над
тарелками, судя по снимкам, то появлялись, то исчезали. Будет ли
"крыша" над M200G — неизвестно (фото с сайта laesieworks.com). |
| |
|
Безопасность аппарата обещают на самом высоком уровне.
Во-первых, все восемь контролируемых компьютером моторов работают
независимо и не должны отказать все сразу. Отказ одного двигателя ничем
не страшен, а если следом заглохнет второй — приземлиться можно:
посадка будет жёсткой, но не смертельной (тем более, что в оснащение
тарелки войдут подушки безопасности).
Во-вторых,
самих компьютеров на борту — несколько, и они не только ограничивают
высоту полёта, но и автоматически выравнивают машину. В-третьих,
используемая топливная смесь не может воспламениться вне двигателя и
вообще — горит очень медленно в течение короткого времени. Сами
топливные баки будут ударопрочные. В-четвёртых, принцип "винт в кольце"
гарантирует, что лопасти никого не зацепят и сами ни обо что не
разобьются.
В целом же M200G позиционируется почти как лёгкий вертолёт, но более безопасный и потенциально менее дорогой.
|
Премьеру
этой "бандуры" мир уже устал ждать. Пока были только показные полёты на
привязи, но и они прекратились (фото с сайта shweir.com). |
В заключение о ручном (при содействии электроники)
управлении летающей тарелкой. Левой рукой "лётчик" контролирует высоту,
опускает-поднимает нос и корму. А правый рычаг применяется для выбора
направления полёта и движения боком, на нём же расположены регулятор
скорости и "тормоз". Вот вроде и всё, даже педалей нету. Остаётся копить деньги, ждать 2008 года и надеяться, что FAA или другие "органы" не задушат всю затею на корню.